Советы
родителям неговорящих детей
Работа с неговорящими детьми начинается с вас - их родителей. А вы по-разному относитесь к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: Он все понимает, только ленится, или Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил, или c мальчиками всегда так. Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5—3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.
Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит. Таким родителям приходится объяснять, что они нагружают ребенка непосильной работой. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только «машина, полотенце».
В результате подобных бесед были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.
Советы родителям:
·
Больше говорите
с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание,
купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех
же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
·
Развивайте
понимание речи, используя простые инструкции типа Дай ручку, Где
ножка? Опирайтесь на то, что ребенку доступно.
·
Неоднократно
повторяйте уже усвоенное.
·
Используйте в
речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина —
би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
·
Пойте ребенку
перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
·
Вызывайте
желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная
заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время
совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик —ту-ту). Можно вместе удивляться
увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут
быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные:
о, а, у.
·
Почаще
рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте
досказывать слова по мере речевой возможности.
·
Не перегружайте
ребенка телевизионной, видео и аудиоинформацией. При чтении сокращайте
текст до понятных фраз.
·
Не говорите при
ребенке о его отставании.
·
Не
раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не
проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
·
Не дожидаясь,
пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой
— маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество
(один — много).
·
Проводите массаж
пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».
·
Играйте в
различные пальчиковые игры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.