среда, 27 ноября 2024 г.

 

Создание речевой среды в семье

        Речевая среда, в которой ребенок находится с момента рождения,

оказывает большое влияние на формирование его речи. Речевая среда — это не

просто факт достаточного или недостаточного общения взрослых с ребенком, а

совокупность всех обстоятельств, которые благотворно или отрицательно

сказываются на развитии его речи.

       Для развития речи очень важно общение ребенка с другими людьми сразу

после рождения — с членами семьи, в дальнейшем — с детьми. Ребенок должен

играть с ними в подвижные игры (в том числе ролевые), это создает у него

необходимость выразиться, а значит стимулирует к речевым высказываниям.

        Со стороны взрослых общение с детьми не должно быть

поверхностным («на ходу»). Обращаясь к ребенку, нужно говорить медленно и

внятно, чтобы ребенок имел возможность различать в потоке речи отдельные

звуки. Желательно, чтобы во время речи ваше лицо находилось на одном уровне

с лицом ребенка (наклоняйтесь к нему). Тогда он видит, как вы говорите, как

двигается ваш рот, — это помогает ему осваивать произношение звуков.

       Важно, чтобы ребенка с рождения окружала относительная тишина,

особенно в те моменты, когда вы общаетесь с ним. Посторонние звуки отвлекают

его, мешают сосредоточиться на речи, вслушиваться в нее, анализировать,

понимать. Ведь внимание ребенка пока еще абсолютно не сформировано.

       Чем позже ребенок узнает, что такое телевизор, — тем лучше. Экранная

речь не только не способствует речевому развитию, но и замедляет его. Дело в

том, что темп этой речи ускорен, она недостаточно точно интонирована, к тому

же не обращена непосредственно к ребенку и не требует от него никакой

словесной реакции. Кроме того, просмотр телевизора тренирует у детей

неблагоприятный тип внимания, а именно — непроизвольное (вынужденное)

внимание, в то время как для освоения речи, как и для всякого другого обучения,

требуется внимание произвольное (сознательно переключающееся с объекта на

объект)

        Так же отрицательно, как и телевизор, влияет на развитие речи постоянно

звучащая музыка, особенно песенная. Слова в песнях звучат слитно и

неразборчиво, что не способствует формированию у ребенка речевого слуха и

умения отграничивать и отличать одни речевые единицы от других. Это правило

не распространяется на мелодичную музыку без слов (которая должна звучать

негромко), а также на детские песни и колыбельные перед сном, которые ребенку

нужно слушать дозированно. Колыбельные лучше всего петь самим.

          Обнаружить у монитора компьютера годовалого ребенка, пожалуй,

невозможно, но трехлетний ребенок, играющий в компьютерную игру, сейчас не

редкость. Компьютерные игры (даже развивающего характера) крайне

неполезны для детей. В этом возрасте дети должны иметь дело с настоящими

трехмерными предметами, которые можно пощупать пальцами, рассмотреть со

всех сторон, разобрать на составные части (попросту — сломать).

         Активное «ручное» манипулирование с предметами положительно влияет

на развитие речи и мышления детей. С «живыми» игрушками можно говорить,

осуществлять любые действия, придумывать игры. Компьютерные же

программы (даже речевого характера) препятствуют формированию творческого

воображения и не способствуют развитию речи. Речь может формироваться

только в процессе общения с настоящим, живым собеседником или же с

настоящей игрушкой, которая при «неиспорченном» воображении вполне

способна заменить ребенку реального собеседника.

         У ребенка должно быть некоторое количество игрушек, соответствующих

его возрасту. Однако их не должно быть слишком много — это вызывает у

ребенка быстрое пресыщение, а пресыщенный ребенок теряет интерес ко всему

новому. Наличие же интереса к новому, любознательность являются важной

предпосылкой полноценного речевого развития, как и развития вообще.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.