Создание речевой
среды в семье
Речевая среда, в которой ребенок
находится с момента рождения,
оказывает
большое влияние на формирование его речи. Речевая среда — это не
просто
факт достаточного или недостаточного общения взрослых с ребенком, а
совокупность
всех обстоятельств, которые благотворно или отрицательно
сказываются
на развитии его речи.
Для развития речи очень важно общение ребенка
с другими людьми сразу
после
рождения — с членами семьи, в дальнейшем — с детьми. Ребенок должен
играть
с ними в подвижные игры (в том числе ролевые), это создает у него
необходимость
выразиться, а значит стимулирует к речевым высказываниям.
Со
стороны взрослых общение с детьми не должно быть
поверхностным
(«на ходу»). Обращаясь к ребенку, нужно говорить медленно и
внятно,
чтобы ребенок имел возможность различать в потоке речи отдельные
звуки.
Желательно, чтобы во время речи ваше лицо находилось на одном уровне
с
лицом ребенка (наклоняйтесь к нему). Тогда он видит, как вы говорите, как
двигается
ваш рот, — это помогает ему осваивать произношение звуков.
Важно, чтобы ребенка с рождения окружала
относительная тишина,
особенно
в те моменты, когда вы общаетесь с ним. Посторонние звуки отвлекают
его,
мешают сосредоточиться на речи, вслушиваться в нее, анализировать,
понимать.
Ведь внимание ребенка пока еще абсолютно не сформировано.
Чем позже ребенок узнает, что такое
телевизор, — тем лучше. Экранная
речь
не только не способствует речевому развитию, но и замедляет его. Дело в
том,
что темп этой речи ускорен, она недостаточно точно интонирована, к тому
же
не обращена непосредственно к ребенку и не требует от него никакой
словесной
реакции. Кроме того, просмотр телевизора тренирует у детей
неблагоприятный
тип внимания, а именно — непроизвольное (вынужденное)
внимание,
в то время как для освоения речи, как и для всякого другого обучения,
требуется
внимание произвольное (сознательно переключающееся с объекта на
объект)
Так же отрицательно, как и телевизор,
влияет на развитие речи постоянно
звучащая
музыка, особенно песенная. Слова в песнях звучат слитно и
неразборчиво,
что не способствует формированию у ребенка речевого слуха и
умения
отграничивать и отличать одни речевые единицы от других. Это правило
не
распространяется на мелодичную музыку без слов (которая должна звучать
негромко),
а также на детские песни и колыбельные перед сном, которые ребенку
нужно
слушать дозированно. Колыбельные лучше всего петь самим.
Обнаружить у монитора компьютера
годовалого ребенка, пожалуй,
невозможно,
но трехлетний ребенок, играющий в компьютерную игру, сейчас не
редкость.
Компьютерные игры (даже развивающего характера) крайне
неполезны
для детей. В этом возрасте дети должны иметь дело с настоящими
трехмерными
предметами, которые можно пощупать пальцами, рассмотреть со
всех
сторон, разобрать на составные части (попросту — сломать).
Активное «ручное» манипулирование с
предметами положительно влияет
на
развитие речи и мышления детей. С «живыми» игрушками можно говорить,
осуществлять
любые действия, придумывать игры. Компьютерные же
программы
(даже речевого характера) препятствуют формированию творческого
воображения
и не способствуют развитию речи. Речь может формироваться
только
в процессе общения с настоящим, живым собеседником или же с
настоящей
игрушкой, которая при «неиспорченном» воображении вполне
способна
заменить ребенку реального собеседника.
У ребенка должно быть некоторое
количество игрушек, соответствующих
его
возрасту. Однако их не должно быть слишком много — это вызывает у
ребенка
быстрое пресыщение, а пресыщенный ребенок теряет интерес ко всему
новому.
Наличие же интереса к новому, любознательность являются важной
предпосылкой
полноценного речевого развития, как и развития вообще.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.