Создание речевой среды в семье
Речевая среда, в которой ребенок находится с момента рождения,
оказывает большое влияние на формирование его речи. Речевая среда — это не
просто факт достаточного или недостаточного общения взрослых с ребенком, а
совокупность всех обстоятельств, которые благотворно или отрицательно
сказываются на развитии его речи.
Для развития речи очень важно общение ребенка с другими людьми сразу
после рождения — с членами семьи, в дальнейшем — с детьми. Ребенок должен
играть с ними в подвижные игры (в том числе ролевые), это создает у него
необходимость выразиться, а значит стимулирует к речевым высказываниям.
Со стороны взрослых общение с детьми не должно быть
поверхностным («на ходу»). Обращаясь к ребенку, нужно говорить медленно и
внятно, чтобы ребенок имел возможность различать в потоке речи отдельные
звуки. Желательно, чтобы во время речи ваше лицо находилось на одном уровне
с лицом ребенка (наклоняйтесь к нему). Тогда он видит, как вы говорите, как
двигается ваш рот, — это помогает ему осваивать произношение звуков.
Важно, чтобы ребенка с рождения окружала относительная тишина,
особенно в те моменты, когда вы общаетесь с ним. Посторонние звуки отвлекают
его, мешают сосредоточиться на речи, вслушиваться в нее, анализировать,
понимать. Ведь внимание ребенка пока еще абсолютно не сформировано.
Чем позже ребенок узнает, что такое телевизор, — тем лучше. Экранная
речь не только не способствует речевому развитию, но и замедляет его. Дело в
том, что темп этой речи ускорен, она недостаточно точно интонирована, к тому
же не обращена непосредственно к ребенку и не требует от него никакой
словесной реакции. Кроме того, просмотр телевизора тренирует у детей
неблагоприятный тип внимания, а именно — непроизвольное (вынужденное)
внимание, в то время как для освоения речи, как и для всякого другого обучения,
требуется внимание произвольное (сознательно переключающееся с объекта на
объект)
Так же отрицательно, как и телевизор, влияет на развитие речи постоянно
звучащая музыка, особенно песенная. Слова в песнях звучат слитно и
неразборчиво, что не способствует формированию у ребенка речевого слуха и
умения отграничивать и отличать одни речевые единицы от других. Это правило
не распространяется на мелодичную музыку без слов (которая должна звучать
негромко), а также на детские песни и колыбельные перед сном, которые ребенку
нужно слушать дозированно. Колыбельные лучше всего петь самим.
Обнаружить у монитора компьютера годовалого ребенка, пожалуй,
невозможно, но трехлетний ребенок, играющий в компьютерную игру, сейчас не
редкость. Компьютерные игры (даже развивающего характера) крайне
неполезны для детей. В этом возрасте дети должны иметь дело с настоящими
трехмерными предметами, которые можно пощупать пальцами, рассмотреть со
всех сторон, разобрать на составные части (попросту — сломать).
Активное «ручное» манипулирование с предметами положительно влияет
на развитие речи и мышления детей. С «живыми» игрушками можно говорить,
осуществлять любые действия, придумывать игры. Компьютерные же
программы (даже речевого характера) препятствуют формированию творческого
воображения и не способствуют развитию речи. Речь может формироваться
только в процессе общения с настоящим, живым собеседником или же с
настоящей игрушкой, которая при «неиспорченном» воображении вполне
способна заменить ребенку реального собеседника.
У ребенка должно быть некоторое количество игрушек, соответствующих
его возрасту. Однако их не должно быть слишком много — это вызывает у
ребенка быстрое пресыщение, а пресыщенный ребенок теряет интерес ко всему
новому. Наличие же интереса к новому, любознательность являются важной
предпосылкой полноценного речевого развития, как и развития вообще.






.png)

