понедельник, 28 апреля 2025 г.

 

ЧТО БЕСПОКОИТ?

           Обычно именно этот вопрос звучит первым в кабинете врача. И задает его, конечно, доктор. По логике, после этого вопроса должно идти перечисление жалоб пациента во время которого врач энергично строчит услышанное в электронную историю болезни.
       НО. Все не совсем так. Точнее, часто совсем не так. Родитель, приведший ребенка, к неврологу зачастую не знает как правильно, емко и систематично изложить волнующие проблемы.
      Как же тогда быстро и эффективно выстроить консультацию, чтобы от нее получить максимум пользы? Ведь эффективный сбор анамнеза – пятьдесят процентов успеха в постановке диагноза.
       1. Перед приемом невролога четко сформулировать жалобы. Я советую их записывать в блокнот.
Например: невнимательный, заикается (обязательно уточнить когда началось заикание, что провоцирует ухудшение), задерживается в речи, речь невнятная, головные боли (когда? Утром, вечером, в школе), плохо идет на контакт (со всеми ли, или только с определенными людьми) и пр. Т. е. перед приемом (примерно за неделю) очень важно ПОНАБЛЮДАТЬ за своим ребенком, постараться оценить те стороны его развития, которые вызывают беспокойство.
       2. Очень ВАЖНО вспомнить как протекала беременность, роды. Какой ребенок родился, как себя вел. Крайне ИНФОРМАТИВНЫ для врача сроки физического, предречевого, речевого и психического развития ребенка ДО ГОДА. Это поможет выявить время, в которое у ребенка произошел «сбой» или задержка. Поэтому перед приемом очень важно поднять видео, свои записи, спросить родственников о том, когда ребенок начал держать голову, улыбаться, переворачиваться, вставать на четвереньки, сидеть, гулить, лепетать, перекладывать из руки в руку предмет, когда встал, кода пошел.
       3. Второй год жизни так же крайне важен. Тут необходимо восстановить в памяти информацию о приобретении ребенком навыков самообслуживания (туалет, еда ложкой, раздевание, одевание). Далее по годам так же врач может задавать уточняющие вопросы.
        4. Бывают ситуации, когда ребенок имеет наследственную патологию. Здесь важно дать врачу информацию о диагнозе родственника и степени родства.
        5. Анамнез ТРАВМ очень важен. Всегда рассказывайте о травмах ребенка (если такие были) – травмы головы, переломы, раны с ушиванием.
        6. Что касается старших дошкольников и школьников – на консультацию КРАЙНЕ необходимо взять с собой альбомы для подготовки к школе, тетради по русскому языку и математике (естественно, в которых ребенок работает), для детей дошкольного возраста очень информативны для врача рисунки и поделки – их тоже лучше взять
      Для неврологического осмотра очень важно заключения логопеда, дефектолога, нейропсихолога, учителя, если с такими ранее занимались или занимаетесь. Ведь очень часто ребенок на занятиях ведет себя не так, как дома, усваивает информацию тоже по-другому. Да и родителям не всегда возможно объективно оценить своего ребенка. Поэтому собранная из нескольких источников информация дает возможность доктору составить более объективную картину, которая важна для постановки диагноза.

        И, конечно, важно иметь позитивный настрой на консультацию. Доктор очень старается помочь Вашему ребенку и Вам!

 

 

Создание речевой среды в семье

        Речевая среда, в которой ребенок находится с момента рождения,

оказывает большое влияние на формирование его речи. Речевая среда — это не

просто факт достаточного или недостаточного общения взрослых с ребенком, а

совокупность всех обстоятельств, которые благотворно или отрицательно

сказываются на развитии его речи.

       Для развития речи очень важно общение ребенка с другими людьми сразу

после рождения — с членами семьи, в дальнейшем — с детьми. Ребенок должен

играть с ними в подвижные игры (в том числе ролевые), это создает у него

необходимость выразиться, а значит стимулирует к речевым высказываниям.

        Со стороны взрослых общение с детьми не должно быть

поверхностным («на ходу»). Обращаясь к ребенку, нужно говорить медленно и

внятно, чтобы ребенок имел возможность различать в потоке речи отдельные

звуки. Желательно, чтобы во время речи ваше лицо находилось на одном уровне

с лицом ребенка (наклоняйтесь к нему). Тогда он видит, как вы говорите, как

двигается ваш рот, — это помогает ему осваивать произношение звуков.

       Важно, чтобы ребенка с рождения окружала относительная тишина,

особенно в те моменты, когда вы общаетесь с ним. Посторонние звуки отвлекают

его, мешают сосредоточиться на речи, вслушиваться в нее, анализировать,

понимать. Ведь внимание ребенка пока еще абсолютно не сформировано.

       Чем позже ребенок узнает, что такое телевизор, — тем лучше. Экранная

речь не только не способствует речевому развитию, но и замедляет его. Дело в

том, что темп этой речи ускорен, она недостаточно точно интонирована, к тому

же не обращена непосредственно к ребенку и не требует от него никакой

словесной реакции. Кроме того, просмотр телевизора тренирует у детей

неблагоприятный тип внимания, а именно — непроизвольное (вынужденное)

внимание, в то время как для освоения речи, как и для всякого другого обучения,

требуется внимание произвольное (сознательно переключающееся с объекта на

объект)

        Так же отрицательно, как и телевизор, влияет на развитие речи постоянно

звучащая музыка, особенно песенная. Слова в песнях звучат слитно и

неразборчиво, что не способствует формированию у ребенка речевого слуха и

умения отграничивать и отличать одни речевые единицы от других. Это правило

не распространяется на мелодичную музыку без слов (которая должна звучать

негромко), а также на детские песни и колыбельные перед сном, которые ребенку

нужно слушать дозированно. Колыбельные лучше всего петь самим.

          Обнаружить у монитора компьютера годовалого ребенка, пожалуй,

невозможно, но трехлетний ребенок, играющий в компьютерную игру, сейчас не

редкость. Компьютерные игры (даже развивающего характера) крайне

неполезны для детей. В этом возрасте дети должны иметь дело с настоящими

трехмерными предметами, которые можно пощупать пальцами, рассмотреть со

всех сторон, разобрать на составные части (попросту — сломать).

         Активное «ручное» манипулирование с предметами положительно влияет

на развитие речи и мышления детей. С «живыми» игрушками можно говорить,

осуществлять любые действия, придумывать игры. Компьютерные же

программы (даже речевого характера) препятствуют формированию творческого

воображения и не способствуют развитию речи. Речь может формироваться

только в процессе общения с настоящим, живым собеседником или же с

настоящей игрушкой, которая при «неиспорченном» воображении вполне

способна заменить ребенку реального собеседника.

         У ребенка должно быть некоторое количество игрушек, соответствующих

его возрасту. Однако их не должно быть слишком много — это вызывает у

ребенка быстрое пресыщение, а пресыщенный ребенок теряет интерес ко всему

новому. Наличие же интереса к новому, любознательность являются важной

предпосылкой полноценного речевого развития, как и развития вообще.