вторник, 28 октября 2025 г.

Как помочь ребенку, если он заменяет звуки в словах?

Когда ребенок начинает осваивать речь, нередко можно заметить, что он заменяет одни звуки на другие. Это явление — часть нормального речевого развития, но в некоторых случаях оно может стать препятствием для формирования правильной речи. Если ваш ребенок сталкивается с такой трудностью, важно вовремя обратить внимание и помочь ему скорректировать произношение. Вот несколько советов, которые могут помочь.

1. Разговаривайте медленно и четко.

Когда вы говорите с ребенком, старайтесь произносить слова медленно и четко. Это поможет ему лучше различать звуки и понять, как они должны звучать. Постепенно ребенок начнет подражать вашему произношению.

2. Исправляйте ошибки мягко.

Если ребенок заменяет звуки, например, говорит "тама" вместо "сама", повторите слово правильно, не акцентируя внимание на ошибке. Например: "Ты хочешь сказать 'сама'? Давай попробуем еще раз."

3. Играйте в звукоподражательные игры.

Игры с имитацией звуков, такие как звук животных или машин, могут помочь ребенку лучше различать и произносить звуки. Попробуйте превращать обычные занятия в игру, например, издавайте звук "м-м-м" вместе с едой или "б-б-б" с игрушечным автомобилем.

4. Читайте и обсуждайте картинки.

Чтение книг с яркими иллюстрациями помогает ребенку связывать слова с изображениями, а также учиться правильному произношению. Попросите ребенка назвать, что он видит на картинке, и мягко корректируйте, если он делает ошибки в звуках.

5. Посетите логопеда, если необходимо.

Если замены звуков сохраняются длительное время или мешают ребенку общаться, обратитесь к логопеду. Специалист поможет определить причины и предложит упражнения для коррекции.

6. Хвалите за успехи.

Важно поощрять ребенка за любые успехи в произношении. Похвала помогает создать позитивное отношение к процессу обучения и мотивирует ребенка продолжать развивать свои навыки.

Помните, что процесс обучения речи требует времени и терпения. Каждый ребенок уникален, и его развитие идет своим путем. Ваша поддержка и понимание помогут ему справиться с трудностями и научиться говорить правильно.ф

24 октября 2025 года в Ирбите прошел традиционный Фестиваль "Акуловские чтения", в рамках которого прошел 15городдской конкурс чтецов. в одной из номинаций "Без классики души не воспитать" принял участие мой воспитанник Михаил Ильиных, выступил Михаил со стихотворением Сергея Есенина "Бабушкины сказки"


 

  УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ОРИЕНТИРОВКИ В СХЕМЕ ТЕЛА


Упражнения из моего нового пособия. В левой руке мальчика игрушка - львёнок или наклейка львёнок на руке. Очень хорошо работает: Лёва-слева.

📌Раз, два, три, четыре, пять.
С Лёвой будем мы играть.
Лёва слева у Антошки.
Левой помаши ладошкой
Топай левою ногой,
Топай правою, другой.
Раз, два, три, четыре, пять.
С Лёвой будем мы играть.

📌Слева Лёва у Антошки.
Быстро топай правой ножкой.
А еще, дружок, сейчас
Ты покажешь левый глаз,
А потом покажешь правый,
Потрудился ты на славу!
Левой, правой.
Левой правой.

📌Лёва слева. Знаем точно.
Ошибаемся нарочно.
Ножку левую согни,
Правым глазом подмигни,
Руку правую согни.
Левым глазом подмигни.
Повернись скорее направо.
Выполняешь четко! Браво!

📌Руку правую поднимем,
Левой мы бейсболку снимем.
Ногу левую – на пятку,
И начнем свою зарядку.
Ногу правую – на пятку.
Все сначала по порядку.

📌Быстро вправо повернись
И пошире улыбнись.
Быстро влево повернись.
Еще шире улыбнись.
Сделай поворот вокруг.
Там стоит твой лучший друг.

Н.В. Нищева